Исследовательская работа клуба «София» Дома молодёжи «Царскосельский» и ГБОУ СОШ №645

IV Международный фестиваль детского и юношеского творчества «Всё начинается с детства» им. А.Городницкого. посвящённый Владимиру Высоцкому

 

 

Эссе «Мы довоёвываем в своих песнях» (Мотивация В. Высоцкого для создания песен о войне)

 

Работу выполнили

клуб «София» Дома молодёжи «Царскосельский» в составе:

Соколова Анастасия, Соколова Ирина,

Фирсова Анастасия, Шашилова Алина;

школа №645 – «Культурные традиции русской истории» в составе:

Кравченко Георгий, Прокопец Арина

 

Руководитель – Толоконина Елена Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

2021

Санкт-Петербург

 

 

«Мы довоёвываем в своих песнях» (Мотивация В. Высоцкого для создания песен о войне)

Песни Владимира Высоцкого о войне часто звучат в передачах о Великой Отечественной. Некоторые из них так часты на слуху, как знаменитая песня «День Победы» композитора Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова, без которой не обходится ни один праздник 9 мая в России. Взявшись размышлять о песнях Высоцкого на тему войны, прицельно переслушав множество его песен, невольно выделяешь, как самые популярные, эти две: «На братских могилах» и «Он не вернулся из боя». Однако среди множества других военных песен есть и другие популярные, при звучании которых возникает желание их подпевать. Настолько они известны в нашей стране.

Конечно, имя Владимира Высоцкого прочно связано с зарождением и популярностью нового течения авторской песни в 1960-е годы советского времени. Однако фигура Высоцкого и тот эмоциональный и умственный опыт, который мы извлекаем из его песен, не совпадают с наследием советской и послесоветской авторской песни. И дело не только в том, что узнаваема скандальная сторона его социальной жизни, и так схожая с ней необычайно напористая энергичная неэстрадно-академическая манера исполнения песен – криком, хрипом, набухшими венами горла. И не в том, что его биография давала шанс для роста популярности через приложение его творческих сил как артиста в театре и – главное — в кино.

Возможно, разгадка в том, для него авторские песни широко охватили образы героев и событий Великой Отечественной войны, как никто кроме него не сделал, и эти военные песни как бы реализовали народную память о войне, её неугасший горестный нерв и героический жертвенный романтизм. А это порой позволяет продвинуться в понимании итогов войны глубже, чем это могут сделать наука история и другие виды искусства.

Для Высоцкого военные песни стали постоянным фактом его проявления, когда почти во все концерты он включал одну-две песни на эту тему. И это позволяло ему давлением личного эмоционального отклика отвечать на давление народной памяти о войне. По нашему старшему поколению мы знаем, что проходило красной нитью в оценке существующего социально-политического времени: «только бы не было войны». Столь глубоким и трагическим был след войны во всех сферах жизни страны, что Высоцкий – в отличие от других авторов песен — своим откликом смог выразить неотъемлемую тему народной памяти.

Оказывается не мы первые обратили внимание, выбирая тему эссе, что у Владимира Высоцкого так много песен на военную тему, как ни у какого другого автора из его современников. Да, знатоки его творчества выделяют этот феномен: песни о войне – самые многочисленные у Высоцкого.

Современную молодёжь может удивить факт широкого внимания учёных-исследователей к авторской песне Высоцкого. Существуют не только бесчисленные статьи, но капитальные монографические исследования о творчестве Высоцкого и более полусотни диссертаций разных авторов Всероссийского института искусствознания и филологических кафедр разных вузов[1]

А по поводу военных песен Высоцкого одна из авторов диссертации, предваряя наши собственные выводы после слушания и обсуждения песен Высоцкого на темы войны, сделала такое заключение: «Основополагающей у Высоцкого следует признать военную тему, сформировавшую не только содержание, но также форму и пафос его поэтических произведений. Состояние «без-покойства» сделало его обострённой совестью общественного сознания, в полном смысле «народным» писателем страны, теряющей свои духовные ориентиры. Поэт говорил о том наиболее существенном и значительном, о чём в его время особенно требовалось рассказать.»[2]

Сейчас, когда думаешь о Высоцком, он встает как легенда. Хотя в течение более чем тридцати лет собраны конкретные факты его жизни.

И у каждой его песни о войне есть своя фактологическая история. Это помогает нам понять мотивы Высоцкого для создания военных песен. Но кроме этого вдумчивое прочтение – прослушивание — этих песен открывают нам эти мотивы.

Выбрав шесть песен Высоцкого на военные темы, попробуем понять зачем, ради чего они были созданы, какие мотивы двигали поэтом-певцом.

Остановившись на внимательном слушании военных песен Высоцкого, мы уже знали из исследовательской литературы, что Высоцкий ввел в свою поэзию большое множество «ролевых героев», как это называет высоцковедение.

Он исполняет песни от имени людей не только разных профессий, но разного возраста, разных исторических эпох, разных социальных слоёв. Он ввёл в песни человека московского дворика с фронтовым прошлым, разных персонажей с уголовным прошлым, Высоцкий пел от имени спортсменов, лётчиков, моряков, фронтовиков, в том числе от имени погибших фронтовиков, строителей, альпинистов, шоферов, спортсменов, пиратов, героев сказок, психов и алкоголиков, даже от имени зверей и самолетов.

Ни у кого из других мастеров авторской песни не было такого многообразия ролевых героев. И во всех случаях у слушателей складывалось впечатление, что они слышат натуральный монолог или диалог этого конкретного героя – танкиста или лётчика, сапёра или моряка.

Песня от имени лирического героя, современника 1960-х — «Братские могилы» (Настя Соколова, 19 лет)

Приблизительно песня Владимира Высоцкого «Братские могилы» датируется июнем 1963 года. Многим из нас эти стихи знакомы в наши дни. А появилась они благодаря песне изкинофильма «Я родом из детства» в 1966 г. Существуют разные мнения, для чего была создана песня. Вроде бы вначале песня была написана не для фильма, а для спектакля в Театре на Таганке «Павшие и живые». Но в спектакль она так и не вошла. А фильм прославился своей песней. Современники фильма пишут, что к тому же случилось редкое для тех времён событие: песня «Братские могилы» была записана в авторском исполнении в сопровождении инструментального ансамбля «Тоника».

В фильме мы слышим песню в исполнении самого Владимира Высоцкого, в то время ещё никому неизвестного молодого артиста, а также — в исполнении знаменитого на весь Советский Союз Марка Бернеса. Высоцкий сам просил Бернеса записать эту песню для фильма, Бернес придал ей в своём исполнении больше мягкости, напевности. Кадры фильма, когда вдовы, дети и матери несут цветы на братские могилы у крепостной стены, стали пронзительным местом фильма под задушевное звучание этой песни.

Я впервые услышала эту песню в записи Высоцкого. Моё первое знакомство с этой песней произошло достаточно рано –мне было около 6 лет. Тогда, в те далёкие дни, я не могла понять песню, продумать её с точки зрения содержания. Я могла её лишь прочувствовать. Она была для меня надрывной и невероятно серьёзной. Слова «могилы», «заплаканные вдовы» ясно давали понять: речь о смерти. Размышления о смысле, заключенном в строках этой песни дались мне гораздо позже.

На мой взгляд, в этой песне заключается необъятная, немыслимая и неизмеримая скорбь. Человеческая жестокость, влекущая за собой смерть и разрушения — жуткое явление. Смерть одного человека — это страшно. Скорбь, которую вызывает гибель сотен, тысяч, миллионов людей не может быть определена никакими словами. Никакими слезами не могут быть оплаканы многочисленные жертвы войны. Остаётся только молчать, помнить, переживать и думать.

Каждое место битвы, каждый клочок земли, на котором когда-то шли бои против оккупации фашистов — братская могила для кого-то. Несметное количество жизней, оборванных против природы, против человечности, против здравого смысла в угоду корысти захватчиков. Все те, кто сложили головы там, в далёких1941-1945 годах, стали одним целым. «Здесь нет ни одной персональной судьбы —/ Все судьбы в единую слиты». Не только герои-защитники покоятся в братских могилах, но и дело их, их подвиг и самоотверженность становятся одним большим криком, напоминанием о недопустимости войны, безжалостной и кровопролитной. Осознание масштабов того ужаса, который выражается в последствиях войны, настолько пугающи для человеческого сознания, что понять и принять их могут только поистине сильные духом люди: «У братских могил нет заплаканных вдов, / Сюда ходят люди покрепче…»

Для многих слово «война» является абстрактным существительным. Это слово, имеющее устойчивые ассоциации с лишениями и смертью. Любые попытки представить в деталях войну, смертельно раненных бойцов, пылающий вместе с экипажем танк, минное поле, бои в условиях города, блокаду Ленинграда, кровопролитные бои приводят в ужас. Метафорически в песне об этом лаконично, одной строкой: «Здесь раньше — вставала земля на дыбы». Чем короче, тем страшнее.

В вечном огне, пылающем над гранитными плитами, под которыми покоятся десятки, сотни, тысячи безымянных порою солдат, будто бы вспыхивают отблески уничтоженных деревень, боевых машин, разрушенных городов, искалеченных судеб: «А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,/ Горящие русские хаты,/ Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,/ Горящее сердце солдата».

Эта песня о том, что мы не должны забывать никогда. В этом году я заканчиваю педагогический колледжпо специальности учитель начальных классов. Познакомлю ли я своих учеников с этой песней? Обязательно. Когда речь заходит о детях младшего школьного возраста, у меня невольно в голове возникает вопрос: нужно ли им знать об ужасах, которые выпали на долю наших дедушек и бабушек? Разве не для того выдирали победу из лап врага, чтобы будущие поколения могли гордиться самоотверженностью предшественников. Гордиться можно только тем, чему знаешь дорогую цену.

Все, наверное, замечали, что дети уже в 3-4 года очень заинтересованно реагируют на разделение героев на добрых и злых – в сказках, фильмах, балетах, мифах. Дети могут даже приговаривать, сжимая ваши руки «я боюсь», когда медведь входит в избушку с Машенькой или когда Прокруст предлагает Тезею прилечь на его проклятое ложе. Боится ребёнок, страдает – и очень хочет разрешения конфликта! Он ждёт победы добра! Показать, что в Великой Отечественной войне победило добро, мы можем только через напряжение и страх перед злом – «… горящие русские хаты… горящее сердце солдата».

Конечно, благодаря самоотверженности предков мы можем больше не бояться рабства, не бояться — как выжить. Мы можем свободно жить. Но мы обязаны помнить. Помнить и чтить — священный долг каждого. А рассказать о войне, не рассказывая о всех её трагических подробностях, просто невозможно. Иначе «война» в умах юных воспитанников останется абстракцией, не заключающей в себе никакого смысла. И уж тем более — не вызывающей личного отклика. Мне кажется, что песня Высоцкого без лишних деталей поэтически собирательно передаёт боль от зла войны.

На братских могилах нет крестов, привычных атрибутов горестных мрачных кладбищ. «Но разве от этого легче?»

Высоцкий играл в фильме «Я родом из детства» роль танкиста, который вернулся с фронта домой после ранения, «как жив остался?». А сосед по их дружной коммунальной квартире, отец двоих детей, не вернулся, погиб, прямо в самом конце войны, весной. И где он похоронен, увидит ли его жена когда? Горе женщины переживает и герой Высоцкого, потерявший на фронте многих. Проживание роли в фильме и эта песня о братских могилах – целостно.

Высоцкий жил советской эпохой, переживал её исторические вехи, горевал в песнях над тем же, что составляло народное горе, восхищался тем, что составляло народные нравственные идеалы. Он искренне выражал в песнях свои реальные чувства, потому и был любим массами. Один из исследователей сказал обобщённо о творчестве Высоцкого: «олицетворённая совесть народа».

Мне кажется, что вхождение Высоцкого в историю своих произведений о войне с этой песней – это блестящее выражение народной памяти о войне. Высоцкий родился в 1938 году, в начале войны ему было 3.5 года. В конце войны – 7 лет. Отец и дядя ушли на фронт, мать с Володей эвакуировалась из Москвы. События фильма рассказывают о переживаниях и действиях мальчиков в тылу в военные дни весны 1945 года накануне нашей победы. И это созвучно каким-то пассивным воспоминаниям, ощущениям Высоцкого о войне.

К тому же, в начале-середине 1960-х годов о войне помнили все – воевавшие (им было по 40-50 лет), их жёны, их выросшие 25-тилетние дети. Понятие народной памяти – метафизично. Но иногда понять его можно по совершенно конкретным фактам. Моя мама, родившаяся спустя 15 лет после войны, в детстве видела кошмарные сны, будто за нею гонятся фашисты с немецкими овчарками на поводке, а маленькая мама в ночной рубашке пытается от них взлететь над пустым полем, иначе её настигнут и застрелят. Шли 1960-е годы. И в это время Высоцкий передаёт своё такое же психически яркое отношение к войне – личное отношение.  Фильм «Я родом из детства» начинается закадровым текстом: «Детство у ребят моего поколения было разное и удивительно похожее. Ведь у каждого из нас в детстве была война. Мы, как смогли, как сумели, как нам довелось, разделили испытания, выпавшие на долю наших матерей, отцов, на долю моего народа».  Эту долю моего народа выразил в песнях с открытым сердцем искренний экстравертный характер Высоцкого.

Я слышала от людей поколения моих родителей, что они до сих пор испытывают тревожные ощущения, услышав немецкую «лающую» обрывистую речь.

Высоцкий на одном из концертов  просто и искренне обозначил патриотический мотив создания своих военных песен: «…мы – дети военных лет. Для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоёвываем» в своих песнях. У всех нас совесть болит из-за того, что мы не приняли участия в этом беспримерном подвиге. Я вот отдаю дань этому времени своими песнями. Это очень почётная задача: писать о людях, которые воевали.»

Народная память о войне включала в себя и личную взволнованную память Высоцкого о войне.

 

Песня погибшего пехотинца «Песня о звёздах» — «Мне этот бой не забыть нипочем» (Соколова Ирина, 19 лет)

Песня была написана для кинофильма «Я родом из детства» (1965-66), куда вошли ещё несколько других песен о войне Высоцкого.  В этом фильме сам Высоцкий поёт большую часть строф этой песни, прерывая её исполнение разговором.

Одно из ранних концертных исполнений песни состоялось в 1967 году, на концерте в клубе авторской песни «Восток», в Ленинграде. Потом Песня вошла в состав пластинки «Неизданные песни русских бардов. The unpublished songs of russian bards», вышедшую в 1975 году в Израиле. В состав посмертных пластинок В.Высоцкого эта песня была включена несколько раз: двойной альбом военных песен «Сыновья уходят в бой» (1986); «Сентиментальный боксёр» (I диск серии «На концертах В.Высоцкого»; октябрь 1987); «Москва-Одесса» (3-й диск серии «На концертах В.Высоцкого»; октябрь 1987).

В последнее десятилетие песню исполняет Группа «Любэ» с солистом Н.Расторгуевым — в 2003, 2009, 2010, 2012 гг.

Поэтический образ песни – несбывшееся загадывание желаний под летний звездопад и несколько значений слова «звезда» во время войны. И Высоцкий поёт песню от имени уже погибшего солдата, который вспоминает обстоятельства своей гибели. Реальное небесное явление в песне оказывается связанным с судьбой погибшего солдата. Когда Земля проходит через метеорный поток Персеиды – небо украшается настоящим звездным дождём: «…и я загадал/ Выйти живым из боя».  Так «свою жизнь я поспешно связал/ С глупой звездою», — желание не исполнилось: в этом бою солдату не везет, и он погибает. «С неба свалилась шальная звезда / Прямо под сердце». Ассоциация шальной пули среди прекрасных небесных звёзд — пронзительна.

В четвертом куплете звезда – лейтенантская. Если б солдатам удалось взять высоту, старшин повысили бы в звании: «Нам говорили: «Нужна высота!»/ И «Не жалеть патроны!»/ Вон покатилась вторая звезда/ Вам на погоны».

Возможно, в этих строках даже кроется конфронтационный скепсис погибшего рядового к армейской иерархии: головы кладут за высоту рядовые, а почитают звёздами на погонах командиров. Но, может, в этих строках заключено непафосное подтверждение победы: высота взята.

Дальше Высоцкий пишет, что если бы герой сумел выжить, ему было бы суждено ходить с «жёлтой Звездою». Употребляется слово уже с большой буквы, так как это является отличительным знаком героизма –  Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза: «Если б не насмерть, ходил бы тогда/ С жёлтой Звездою».   Фронтовики, говорят, что Золотую Звезду героя называли жёлтой, пригашая пафос.

В последнем куплете герой размышляет, как отдал бы эту Звезду сыну на память, но этого уже не случится, потому что он уже убит насмерть: «Я бы Звезду эту сыну отдал/ Просто – на память/ В небе висит, пропадает звезда/ Некуда падать». Это короткое «некуда падать» ведёт к горькой догадке: при попытке взять высоту погибли все, на поле боя в живых никого не осталось, и загадывать желания некому. Этими строчками автор зацикливает произведение, возвращаясь к тем самым небесным звездам, с которых начиналась история.

Песня была мне незнакома до нашей групповой работы. Совершенно точно ее можно назвать одной из самых лирических песен о войне. В отличии от очень многих, которые я знаю, люблю и узнаю, эта песня имеет сюжет, рассказанную историю, она написана как баллада .Я с удовольствием порекомендовала бы выучить ее ребятам, прочувствовать и обратиться к прекрасному военному фильму, для которого она была написана.

В моем окружении многие из молодёжи знают и любят военные песни. Потому что мы занимаемся поисковыми работами пропавших без вести участников боевых действий на линии обороны блокадного Ленинграда. Занимаясь поиском солдат, раскопками военного периода, анализом баз данных о братских захоронениях в Ленинградской области, мы знаем и любим военную лирику. На вахтах Памяти и в экспедициях мы, сидя у костра, поем под гитару. И песни Высоцкого бывают в нашем репертуаре. Но я с уверенностью могу сказать, что для моего поколения и поколения ещё более младшего возраста творчество Владимира Высоцкого – и даже его песни о войне —  малоизвестно. Наши родители и бабушки-дедушки его помнят и очень трепетно, с любовью и уважением относятся к нему.

В песнях Высоцкого проявляется его личное исключительное качество — умение убедительно вживаться в чужую роль, в обстоятельства военных лет.

На своих концертах В.Высоцкий говорил, что некоторые слушатели считают его бывшим фронтовиком и удивляются, сколько же ему лет, что успел повоевать и так точно передаёт обстоятельства войны. «Я пишу песни от имени людей различных, – говорит В. Высоцкий. – Думаю, что стал это делать из-за того, что я актер. Ведь когда пишу – я играю эти песни. Пишу от имени человека, как будто я его давно знаю, кто бы он ни был…»[3]

События войны – экстремальные, напрягающие человека сверх сил, и тогда все обстоятельства его судьбы становятся наиболее яркими, решения, выбор, поступки проверяются на войне стремительнее и вернее всего.

Мне кажется, что в будущем наиболее ценными из творчества Высоцкого будут именно военные песни. Я знаю и другие песни Высоцкого, написанные от имени иных ролевых героев —  альпинистов, шофёров, спортсменов —  и почти все они поднимают универсальные темы человеческого взаимодействия. Они о дружбе, о предательстве, о преданности и смелости, о глупости и лжи. Но самого крайнего напряжения среди вопросов человеческого бытия остаются вопросы о жизни и смерти – ради чего жить, ради чего умирать. И чаще всего эти вопросы заложены в песнях о войне.

Сейчас многие могут встретить тексты Высоцкого именно в виде стихотворения, написанного на какой-то праздник в посте в социальных сетях. Лично мне Высоцкий в первую очередь дорог как поэт, а звучащих песен его я слышала мало.

Тяжелые военные годы не обошли стороной ни одну семью, и многие до сих пор несут тяжесть памяти от потери близких. Это я знаю по личному семейному опыту. Песни о войне, про войну, с войны – должны быть особо ценны каждому новому поколению. Необходимо знать и беречь творчество, которое очень достоверно, точно, без прикрас ведает нам о событиях прошлого. Именно так надо воспринимать творчество Высоцкого. Он исключительно точно передавал атмосферу военных событий через слово и личное патриотическое отношение к свободе своей страны, к её горю и победам, за что певца-поэта очень многие любят.

Песня от имени умирающего партизана «А сыновья уходят в бой» (Арина Прокопец, 14 лет)

И вот песня, в которой вопросы бытия – о смысле жизни и смерти – доходят до великого обобщения, что любая смерть в круговороте сущего – это начало иной жизни: «Разрывы глушили биенье сердец, / Мое же — мне громко стучало, / Что все же конец мой — еще не конец: / Конец — это чье-то начало». И здесь выражена уверенность в народном бессмертии перед лицом врага: «Я ухожу – придёт другой».

Эта песня тоже была написана для кинофильма. Кинофильм 1966 года «Сыновья уходят в бой» снимали в Белоруссии. Высоцкий по рассказам соратников написал её стремительно, на съёмках за одну ночь с другими двумя песнями. Вот так эмоционально был захвачен сюжетом фильма, обстановкой съёмок о войне.

В этой песне смерть передана горькими метафорами «Я падаю, грудью хватая свинец», «Сейчас глаза мои сомкнутся, / Я крепко обнимусь с землей». И очень нервно, с повторами – «Мы не успели, не успели, не успели оглянуться, / А сыновья, а сыновья уходят в бой» — звучит в каждом куплете. В зоне фашистской оккупации юные сыновья крестьянки уходят из своего села воевать в партизанский отряд. Эта песня звучит, когда солдаты идут в бой и на переднем плане нам показывают, как медсестра пытается спасти раненого солдата, подзывает мужчин, чтобы они помогли оттащить его с поля боя. Затем бой продолжается, а после всё затихает и наступает и спокойная сцена. Я думаю, это было сделано для контраста между боем и обычной жизнью.

Эта песня об отваге и преданности родине. О том, как люди умирали, вылезая из окопов «как в пропасть», потому что шли в бой на верную гибель. О пуле, пронзающей грудь солдата, о том, как он падает и уже никогда не встанет. О том, как мальчишки уходили в бой и сражались бок о бок со своими отцами и умирали вместе с ними.

Я бы посоветовала своим сверстникам послушать эту песню, даже несколько раз подряд. Песня кажется простой по содержанию, но в ней заложены очень высокие нравственные идеалы: отдать жизнь за других, уверенность в бессмертии праведного народного дела. Однако мои ровесники сейчас слушают совсем другие песни.

В статье ровесника Высоцкого Михаила Захарчука о песенном творчества В.Высоцкого есть очень ценное объяснение самим Высоцким своего пристрастия к военным песням: «Война … это такая великая беда …и это никогда не забудется, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то мере владеет пером …у меня – военная семья … у меня в семье есть погибшие, и большие потери есть, и те, кого догнали старые раны, кто умер от них, тоже есть. …У нашей семьи было много друзей военных. Я в детстве часами слушал их рассказы и разговоры. Многое из этого я в своих песнях использовал… мы – дети военных лет. Для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоёвываем» в своих песнях».[4]

Очевиден патриотизм Высоцкого, который был у него «родом из детства». В детстве закладывается всё самое прочное – на всю жизнь – в человеческом мировоззрении.

«Песня о Земле» (Фирсова Анастасия, 17 лет).

Датой создания песни значится 1966 год, и по некоторым воспоминаниям сам текст был написан вместе со стихотворениями «Он не вернулся из боя» и«Сыновья уходят в бой» буквально за одну ночь для кинофильма «Сыновья уходят в бой».

Два юных паренька прощаются с матерью и уходят в партизаны, чтобы защищать страну, каждая пядь которой — их родной дом. Эти простая женщина и ее сыновья и есть та легендарная мощь, которая сокрушила фашистов силой своего духа. Песня в исполнении самого автора звучит в начале фильма при показе титров и еще раз в середине: в то время, когда партизаны пробираются через болото. Им дан приказ подорвать все железные дороги, чтобы немцы не смогли провести по ним свои новые танки. Жёсткий голос Высоцкого с первых же слов вселяет в слушателя убежденность в себе и своих силах и призывает двигаться дальше, не опуская рук, и подниматься на защиту своей Земли.

Впервые с этой песней вне киноэкранов Высоцкий выступил в 1972 году в Москве в ДК одной фабрики. Последний же раз она была исполнена в 1980 году в Троицке, Московской области в Институте физики высоких давлений.

Сам Высоцкий в июне того же 1980 года говорил о сборнике «Я родом из детства», в котором была и эта песня, вот что: «Но всё равно не обманывайтесь. Песни эти современные, написанные для людей, большинство из которых тоже знают о войне только по рассказам, по фильмам, по книгам, вот. Но они всё равно обязательно имеют современную подоплёку. Те же самые проблемы, которые были тогда, существуют и сейчас. Вот, это естественно. Это проблема надёжности, дружбы, чувства локтя, проблема преданности и так далее. Просто, на том материале мне казалось, что это можно делать намного ярче».

Эту песню я впервые услышала, именно сейчас, когда приняла участие в этой работе по написанию очерка. На первых нотах я почувствовала какое-то умиротворение и спокойствие, появилось ощущение, будто я вместе с Землей, о которой поется здесь, проваливаюсь в сон. Вся песня строится на вопросах и ответах: «Кто сказал, что Земля умерла? -/ Нет, она затаилась на время».

Со второй половины куплета во мне как будто начинал разгораться огонек: из маленького и робкого он превращался во что-то большее, двигающее вперед. Задевает за живое такая метафора: «Обнаженные нервы Земли/ Неземное страдание знают».

Мне кажется, если бы эта песня могла звучать на войне, то она принадлежала бы к числу тех, что поднимали боевой дух солдат и не давали им отчаяться.

Взяв интервью у своей мамы, я узнала ее мнение о творчестве Владимира Высоцкого и в том числе об отношении именно к этой песне.

«Кто сказал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время…». Я обожаю песни и стихи Высоцкого. Как сейчас, Интернета, конечно, не было, поэтому все песни в тетрадочку переписывали. Но у нас дома где-то даже есть книга с его произведениями…

Мне все песни Высоцкого очень дороги. Они глубоки, я росла на этих песнях, и много чего узнала благодаря им… Он как-то поет так, что ему веришь, даже не то что хочется верить, а всегда ему веришь, в каждой песне кажется, что он был и альпинистом, и шахтером, и военным, и о какой профессии он бы ни пел, такое впечатление, что он знает это все изнутри. Как ему это удается, как он проникает в душу каждой вещи, о которой поет – непонятно. Я с детства его слушаю, и моим родителям, особенно маме, очень нравился Высоцкий. Я часто включала мелодии Пугачевой, Льва Лещенко, но в прослушивании этих песен особое место было у Высоцкого, песни его знала все наизусть, я могла их слушать по кругу несколько раз, стараясь запомнить то, о чем он поет. И то, с какой импульсивностью он пел, с каким надрывом в голосе, мне всегда импонировало. У меня был набор пластинок, где была запись его последнего выступления не то на радио, не то на телевидении, где он уже не очень хорошо себя чувствовал. И я сейчас вспоминаю, как я слушала несколько пластинок из этого телеконцерта: это было удивительно, когда ты слышишь только голос, но настолько выразительный, «пробивающий» твои чувства, что живо представляешь  певца и будто оказываешься рядом со всеми зрителями, которые реально видели его на концерте.

Я была тогда еще совсем маленькой, поэтому не знаю, что чувствовала именно при прослушивании «Песни о Земле». Наверное, так рождается неназываемое чувство патриотизма. Так рождается вера, что твоя родная земля не погибнет. …Готовность идти и бороться за нее». Такое интервью мне дала моя мама.

Стоит ли знакомить с творчеством Владимира Высоцкого современных детей? Мне кажется, что это несомненно необходимо. Проведя небольшой опрос в своей учебной группе, я выяснила, что большинство из моих одногруппников знакомы с личностью и творчеством Высоцкого. Для меня, однако, было удивительно, что двое человек из двадцати ничего не знают о Владимире Семеновиче. Учащиеся вспомнили о таких песнях как «Парус», «Скалолазка», «Кони», но на вопрос о «Песне о Земле» все ответили отрицательно – никто из присутствовавших, как и я до недавних пор, не знали о ней.

Мораль песен Высоцкого, выраженная в ярких образах, доступна пониманию любого человека. А его песни говорят нам о многом: о дружбе и любви, о непростых взаимоотношениях в обществе, о долге и мужестве. В этой песне, на мой взгляд, говорится о несгибаемости духа русского человека. Высоцкий проводит параллель между Землей и душой всего народа: «Ведь Земля — это наша душа,/ Сапогами не вытоптать душу!» Кажется, это так просто  сказано о родной замле – «сапогами не вытоптать душу» — метафора проста, как клише. Но, видимо, потому она легко впитывается народом, признаётся, понимается, — на уровне народной поговорки.

Люди были готовы постоять за свою Землю, как за весь народ. Отождествляя народную душу с русской Землей, автор показывает, что несмотря на все раны и увечья, она, как и Земля, залечит их, потому что душа бессмертна, и на этой «почве» все еще может цвести что-то прекрасное.

 

Песня командира альпинистов – участника боёв на Кавказе «Мерцал закат, как блеск клинка» или «Военная песня» (Кравченко Георгий. 16 лет)

А вот история песни «Военная песня» или «Альпийские стрелки», или же, если называть её по первым строкам, «Мерцал закат, как блеск клинка». Песня, была написана в 1966 году во время съёмок фильма «Вертикаль». Съёмка шла в горах на склонах Эльбруса, там находилась в то время группа немецких туристов, и Владимиру Высоцкому посчастливилось встретиться с немцем, что когда-то состоял в фашистской дивизии «Эдельвейс», воевавшей в кавказских горах.

Разговоры с бывшим военным смертельным противником вдохновили Высоцкого написать песню. Уже в дальнейшем она попала в кинофильм, так как удачно подходила в одном из моментов сюжета[5]. Восхождения на горы во время съёмок кинокартины в дальнейшем сподвигли Высоцкого к написанию других песен, связанных с горами, с напряжением альпинистов. Фильм повествовал о группе альпинистов, покоряющих на юге страны вымышленную вершину «Ор-Тау». Выполнить цель не удалось, альпинисты попали в циклон, и, ещё живые, но в смертельной опасности, они пытаются спуститься с гор. «Военная песня» в фильме появляется в то время, когда бывший ветеран войны, вспоминая битвы в этих горных местах, идёт сквозь снежную метель, «оружие гор», как говорил герой. Песня играет в фильме не от чьего-либо лица, так как используется для передачи настроения главного героя.

Высоцкий сам объяснял исторический контекст этой песни на одном из своих выступлений: «…Теперь песня, военная песня из этого фильма. На Кавказе была очень странная война. Не странная, а очень необычная. Дело в том, что на Кавказе воевала дивизия «Эдельвейс». Воевали горные стрелки… это была дивизия. Там воевали немцы, которые… альпинисты-немцы, которые ходили на Кавказе на восхождения до войны. У них были карты свои – они прекрасно знали Кавказ, ходили с нашими инструкторами. И даже были такие случаи, когда кто-то из немецких рядов, из окопов кто-то кричал: «Эй, у вас есть такой-то, – там скажем, – ефрейтор Васильев?» – или там такой… «Да, – говорит, – есть». «Вот вчера у нас убили, там, унтер-офицера, он с ним вместе ходил на Эльбрус». Были такие случаи, когда встречались два бывших товарища, встречались как враги во время войны. И мы видели еще немцев, которые были в дивизии «Эдельвейс». Они потом сняли… сняли с перевалов оборону и ушли. И много осталось в живых из этой дивизии. Вот. И мы видели одного – я с ним разговаривал – который воевал в 42-м году в горах на Кавказе. Он привез с собой сына двадцатилетнего посмотреть на горы, где он воевал. Это было очень неприятно. И вот у нас в фильме есть эпизод, когда главный герой картины спускается вниз и … в тяжелую минуту вспоминает бой на этом же месте в 42-м году. Это ему дает силы. Там идет хроника. Если вы видели – помните. Это ему дает силы, он спускается вниз»[6].

Такое преодоление себя на пределе смертельной усталости — благодаря опоре на воспоминания об ещё более трудном военном событии в этих же местах.

Лично мне кажется, что тема вынужденной борьбы с ранее знакомыми, даже близкими тебе людьми, эта тема довольно широка, ведь её интерпретация может проявляться не только в теме войны, но и в мирное время, в повседневной жизни. Хотя ситуация для выбора очень непростая. Высоцкий очень интересно закладывает во фразу командира, ведущего вперёд взвод, какую-то недосказанность в своих словах, неуверенность в том, что будет дальше: «Отставить разговоры,/ Вперёд и верх, а там –/ Ведь это наши горы,/ Они помогут нам».

Я чувствую недосказанность, неопределённость для солдат, которые имеют цель, но не всегда уверены, достигнут ли её, и не уверены — а последняя ли это задача, дойдут ли все «наверх», и что же будет «там».

Эту песню впервые я услышал в свои 16 лет во время изучения военных песен Высоцкого для настоящего очерка. Строки вызвали у меня печаль, какую-то боль по тем утратам, что приносила война, сама песня передавала мысль о неотвратимости этой военной судьбы, что нужно идти вперёд, несмотря на лишения и неуверенность.

Старшее поколение, многие из сверстников моих родителей росли на песнях Высоцкого, и мой отец не был исключением. Эта песня близка ему, он её хорошо знает, может подпеть, как близко ему и прочее творчество Высоцкого. Кажется, именно проблематика исторической памяти, которая ярко поднимается в военных песнях Высоцкого, привлекала его современников. Однако, в настоящее время молодёжь не знакома с творчеством Высоцкого в большей своей массе, предпочитая ему иных исполнителей. Я считаю, что с «Военной песней» («Мерцал закат, как блеск клинка»), и многими другими песнями на военную тематику, которые писал и исполнял Высоцкий, стоит ознакомиться и современному поколению. Гордость за историческое прошлое своих предков, за героическое преодоление очень больших трудностей, опора на историческую память в своих идеалах, ясное размежевание добра в приятелях на альпинистское восхождение и зла в захватчиках твоей страны, — все эти темы в какой-то степени вечны. Особый нерв этой песни, конечно, составляет противопоставление в образе одного человека симпатичных свойств приятеля по альпинизму на склонах Эльбруса, которого, быть может, сам герой песни до войны спасал по-дружески («А до войны вот этот склон/ Немецкий парень брал с тобой/ Он падал вниз, но был спасён»),  и предательства его в момент использования своих альпинистских знаний для захвата чужой страны («А парень тот – он тоже здесь,/ Среди стрелков из «Эдельвейс»./ Их надо сбросить с перевала»).

Мне особенно важно, что герой песни – наш советский командир-альпинист — умеет чётко разграничить своё отношение к нынешнему опасному противнику с прежней своей симпатией к приезжему коллеге-альпинисту. Такого чёткого разграничения добра и зла очень не хватает нашей эпохе. И, конечно, трогают простые и доходчивые метафоры песни: «Свою добычу смерть искала», «Взвод зарывался в облака», «наши горы, они помогут нам».

В «Истории военных песен» Владимира Высоцкого высказано мнение, что после премьеры в 1967 году кинофильма об альпинистах «Вертикаль» к Высоцкому пришла настоящая всесоюзная слава, как автору-исполнителю: «Кроме «Военной песни» в фильм «Вертикаль» вошли и другие не менее (а то и более) известные песни на горные темы — «Песня о друге», «Скалолазка», «Вершина», «Прощание с горами». Именно благодаря фильму, песни разлетелись по всей стране, открыв имя Высоцкого миллионам. Именно с песнями, а не с актёрской ролью в фильме стали связывать его имя. И именно песни из фильма, выпущенные на гибкой пластинке в 1967 году, стали первым официальным аудиорелизом Высоцкого».[7]

Сам Высоцкий не один раз на своих концертах говорил, почему у него так много, как ни у кого из его современников, песен о войне: «… самое главное, я считаю, что во время войны просто есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека – ярче он там раскрывается. Тут не соврёшь, люди на войне всегда на грани, за секунду или за полчаса до смерти. Люди чисты, и поэтому про них всегда интересно писать. Я вообще стараюсь выбирать для своих песен людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, которые каждую следующую минуту могут заглянуть в лицо смерти, у которых что-то сломалось, произошло, в общем, короче говоря, людей, которые «вдоль обрыва, по над пропастью» или кричат: «Спасите наши души!» Но выкрикивают это как бы на последнем вздохе. И я их часто нахожу в тех временах. Мне кажется, просто их тогда было больше, ситуации были крайние. Тогда была возможность чаще проявлять эти качества: надёжность, дружбу в прямом смысле слова, когда тебе друг прикрывает спину».[8]

Песня «Зарыты в нашу память на века» (Шашилова Алина, 17 лет)

Песня «Зарыты в нашу память на века» была написана к фильму «Неизвестный, которого знали все» в 1971 году. Однако, в фильме песня не прозвучала, хотя чётко отражала его суть. В фильме главный герой по ошибке обвиняется в сотрудничестве с гестапо. С трудом исправляя ситуацию, он доказывает свою невиновность и находит настоящего предателя. В песне передаётся мысль, что ошибочные оценки нужно исправлять, пока не случилось смертельно непоправимое. Собственно, песня по большому счёту об умении различать правду и ложь. Промахнёшься и попадёшь на ложь, и будет, как на фронте «что сапёр ошибается/ Только раз»

А метафорические строки «… в толще лет еще лежат в тени/ Забытые заржавленные мины» начинаешь чувствовать, как неизбывную угрозу прошедшей беды, войны.

Автор говорит об исторической памяти и прошлом человека: «а память – как колодец глубока». Как и в колодце, в ней трудно увидеть всю глубину, есть в ней неосвещённые, тёмные ярусы. Высоцкий 4 раза упоминает прошлое в своей песне. «Осторожно с прошлым, осторожно –/ не разбейте глиняный сосуд!» — я вижу в этом призыв не делать ошибок переосмысления истории, бережно относиться к истории. Любая неосторожность — и хрупкое прошлое предстанет перед нами в другом свете, а восстанавливать правду будет очень непросто. «И прошлое лежит, как старый клад» — прошлое хранит ценные воспоминания, которые, увы, лежат глубоко, и о них часто просто забывают, вместо того, чтобы хранить на видном месте. «Очень просто в прошлом заблудиться – и назад дороги не найти» — сравнение прошлого с лабиринтом. Время течёт беспощадно быстро. Чем больше воспоминаний, тем сильнее они путаются, сложнее детально вспомнить  какие-то вещи. Чем богаче история народа, тем больше мест, где мы можем неправильно истолковать её, поверить лживым источникам, необъективно оценить прошлое. В порыве чувств или, подходя к изучению истории с заранее сформировавшимся отношением, мы можем сделать неправильный вывод. Недаром «разглядеть что истинно, что ложно, может только беспристрастный суд». «В минном поле прошлого» есть неприятные воспоминания – мины, то, что мы предпочитаем обойти, не трогать. Всё же недосказанности, ошибки нужно выявлять, исправлять, извлекая «мины до взрыва», пока они не привели к смерти.

В песне для меня перекликнулись строчки «И поток годов унёс с границы стрелки – указатели пути» со строчками песни командира нашего поискового отряда «АТАКА» К.Г. Королёва «Но сквозь невидимый заросший лесом след…» Работа поисковика предполагает погружение в историю. Действительно, поисковики видят историю вживую, идут по её следам, обнажают её нашим современникам и потомкам. Прошло столько лет, поменялся рельеф, и не везде увидишь следы войны.  Прилагая значительные усилия, мы в прямом смысле слов докапываемся до истины.  Я бы дала своим современникам и соотрядовцам послушать эту песню. О ней мало кто знает, а в ней определена тема, стоящая пристального внимания. Сейчас, когда история бесцеремонно переписывается с искажениями, и каждый юный и молодой по-разному к ней относится, эта песня особенно актуальна.

Если не разбираться во вместилище народной памяти, то мы рискуем забыть истинное прошлое. А это подобно духовной смерти. Утрате нравственных опор. Человек, не знающий прошлого, не имеет будущего, не имеет воли.  В современном человеке не угасло желание знать свои корни, знать историю своей Родины, хранить любые свои воспоминания и учиться на своих ошибках. Пока жива наша память, прошлое не разобьётся как хрупкий глиняный сосуд.

Вот уже Европейский Совет выносит резолюцию, что в развязывании Второй мировой войны виноваты Германия и Советский Союз, подписавшие пакт Молотова-Риббентропа, а молодые японцы в интервью отвечают, что это Советский Союз сбросил на Японию в 1945 году атомную бомбу… Ложь и правда в знании истории действительно подобны закладке на минном поле. «Спит земля спокойно под цветами,/ Но когда находят мины в ней -/ Их берут умелыми руками/ И взрывают дальше от людей»: так «умелые руки» для оценки исторических событий и персонажей несут ответственность. Подобную сапёрам.

Показать сопряжение лжи и правды через остроту военных коллизий – это мастерство Высоцкого. Через обстоятельства войны любая проблема жизни получает максимальное обнажение.

Высоцкий так объяснял свою любовь к выбору сюжетов для своих песен из обстоятельств военных лет: «Почему у меня так много военных песен? Почему я так часто возвращаюсь к военной теме, как будто все писать перестали, а я всё, значит, долблю в одно место. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не забудется, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то мере владеет пером. Во-вторых, у меня – военная семья. Я не воевал, это, конечно, невозможно по возрасту. И я не мог под Оршей выходить из окружения: я был маленький тогда, меня могли только выносить. Но у меня в семье есть погибшие, и большие потери есть, и те, кого догнали старые раны, кто умер от них, тоже есть. Отец у меня – военный связист. Прошёл всю войну. Он воевал в танковой армии генерала Лелюшенко. Мой дядя (в 1978 году его не стало) всю войну был в непосредственном соприкосновении с врагом. У него к 1943 году было три Боевых Красных Знамени. То есть он очень достойно вёл себя во время войны. У нашей семьи было много друзей военных. Я в детстве часами слушал их рассказы и разговоры. Многое из этого я в своих песнях использовал. В-третьих, мы – дети военных лет. Для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоёвываем»в своих песнях… Я вот отдаю дань этому времени своими песнями. Это очень почётная задача: писать о людях, которые воевали.»[9]
Способность мощно собрать народные представления о Правде и Лжи, о Добре и Зле в обстоятельствах войны, о жертвенности, трусости, слабости и преодолении, о страхе и смелости, о дружбе и тоске, — эта способность сделала Высоцкого любимым в народе.

Собственно, поэтому Высоцкий многим в народе казался понятным, «своим», узнаваемым, душевно близким: он был на одной нравственной волне с народным представлением о высоком, о жертвенном. Как он ценил достоинства, которые есть у его народа, достоинства, доказанные историей, так щедро и народ принимал публичные выступления Высоцкого, как авторитетные, дорогие, признанные. И песни о войне были среди них высокой планкой искренности.

Отмечу особенную черту темперамента Высоцкого в исполнении песни, где рефреном звучит «сапёр ошибается только раз», – бойцовский напор, будто он не поёт, а сию минуту в поединке участвует. И в военных песнях эта жёсткость, надрывность призывала к духовным вершинам, яростно превозносила великую жертвенность советского человека, несокрушимое стремление победить всякое зло и насилие. Огромные массы народа откликались на это. Был резонанс.

Что мы поняли, наслушавшись военных песен Высоцкого?

Всё, что было связано с защитой Родины, — очень драгоценная для Высоцкого область. Это в его глазах – несомненная доблесть, священный ранг. Военные песни Высоцкого звенят патриотизмом. История нашей русской литературы уже никогда их не потеряет. Даже, если к Высоцкому будет со временем устанавливаться отношение, как, к давнему историческому явлению, например, как к артистическому театрализованному и специфическому пению Вертинского, то всё же песни о Великой Отечественной войне Высоцкого будут волновать соотечественников и спустя много лет, как волнуют нас стихи Лермонтова о Бородинском сражении или стихи Пушкина «Клеветниками России».

Высоцкий стал советским хранителем народных военных образов и народных нравственных оценок военных событий. И голос Высоцкого вышел за пределы эстетического качества, а приобрёл общественное значение. Потому что такой кричащий, будто бунтующий «охрипший баритон» оказался созвучен социально значимой страстной и напряженной поэзии его песен, трагической поэзии о войне, о борьбе за правду в любых обстоятельствах.

Эмоциональный максимализм артистической натуры Высоцкого, его «бешеная» экстравертность,  личное психологическое пристрастие описывать человека в экстремально напряжённых обстоятельствах и труднейшего выбора, умение самовыразиться только через крик борцовского напора, глубокое растворение в  народной памяти о ранах войны, социальная активная позиция патриота страны, политическая однозначность в вопросах интересов независимой Родины, — вот  главные мотивы для создания Высоцким обширного цикла песен на военную тему в советские 1960-1970-е годы.

Однажды на концерте Высоцкий сказал (как ему и потомкам повезло! Ведь всё записано на магнитофонной ленте, всё сохранилось!): «У меня есть счастливая возможность рассказать о том, что меня скребет по нервам, прихватывает за горло, волнует и беспокоит…»

Тема защиты Родины «прихватывала за горло» его, народного любимца авторских песен, и до сих пор прихватывает нас.

 

 

 

[1]«Самодеятельная авторская песня 50–70-х годов (К проблеме типологии и эволюции жанра)». 1989 год, кандидат искусствоведения Каманкина М. В

 «Своеобразие поэтического феномена «Высоцкий». 2007 год, кандидат филологических наук Маликова Т.О:

Жанровое своеобразие песенного творчества Владимира Высоцкого. 2002 год, кандидат филологических наук Сафарова Т.В.

Мифопоэтические аспекты творчества В.С. Высоцкого 2010 год, кандидат филологических наук Климакова Е.В.

Эволюция литературного творчества В. С. Высоцкого 1999 год, доктор филологических наук Кулагин А.В.

Автор и герой в поэзии В.С. Высоцкого 2005 год, кандидат филологических наук Гасанова М.А.

Восприятие поэзии В.С. Высоцкого в Болгарии: переводы и критика (1972-2009)2009 год, кандидат филологических наук Раевская М.А.

Поэзия Владимира Высоцкого: Нравств.-психол. аспект 1998 год, кандидат филологических наук ШилинаО.Ю.

Проблема свободы в поэтическом творчестве В.С. Высоцкого 2005 год, кандидат филологических наук Солнышкина. Е.И.

Авторская песня в контексте лингвокультурной ситуации 1960-1970-х годов: на материале поэтического творчества Б. Окуджавы, А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, 2009 год, кандидат филологических наук Потапова И.С.

[2]Маликова Т.О. «Своеобразие поэтического феномена «Высоцкий». 2007

[3]Сайт «Наш Владимир Высоцкий» https://vk.com/wall-160661047_686, а также https://vk.com/clubvysockogo

 

[4] Сайт ВикиЧтение.  Литературная Газета, 6628 (№ 03-04/2018) . Статья М.Захарчука «Мы довоёвываем в своих песнях» https://pub.wikireading.ru/hXhwi0dzRA

[5]Анипченко Д. «Военная песня (Мерцал закат) – Владимир Высоцкий» 15.03.2013 // Точный адрес: https://song-story.ru/voennaja-pesnya

[6]Фонограмма концерта В.Высоцкого, Архангельск, АЛТИ, 14.03.1968

[7] Сайт  «Владимир Высоцкий. История военных песен» https://fishki.net/3041419-vladimir-vysockij-istorija-voennyh-pesen-prodolzhenie-pervoj-chasti-39-let-bez-vysockogo.html?utm_source=aab&sign=87601907387293%2C219687505988223 ©

[8] Сайт ВикиЧтение.  Литературная Газета, 6628 (№ 03-04/2018) . Статья М.Захарчука «Мы довоёвываем в своих песнях» https://pub.wikireading.ru/hXhwi0dzRA

[9] Сайт ВикиЧтение.  Литературная Газета, 6628 (№ 03-04/2018) . Статья М.Захарчука «Мы довоёвываем в своих песнях» https://pub.wikireading.ru/hXhwi0dzRA

 

© Александр Городницкий 2016